Неужели Бог забыл
обо всем, что я
для него сделал?

Людовик XIV

Главная

Полезные статьи

Топ лучших:

Царские подарки
Что дарить? Как дарить?
Искусство застольной беседы
Советы и правила этикета
Выбираем подарок по знаку Зодиака
Гадание на домино
Как правильно носить обувь на каблуках
Организация детских праздников

Перловка
Фокусы
Анекдоты

 

 

Царский подарок, ковш 17 в.Царские подарки

Поиск подарков любимым и близким людям многих из нас заводит в тупик. Между тем, проблема с выбором презента была решена ещё несколько веков назад на самом высоком государственном уровне. При царском — позднее русском императорском — дворе существовал подарочный фонд, предметы из которого вручались первыми лицами государства подданным престола.

Императорские подарки — это драгоценные изделия, создававшиеся лучшими мастерами-виртуозами. Изготовлением памятных презентов подобного уровня занимались только поставщики двора Его Императорского Величества — мастера и фирмы, получившие громкий титул лично от императора. Когда приходило время отметить чьи-либо заслуги перед страной или оказать персональный жест императорского внимания, подходящий случаю предмет извлекался из хранилища фонда, на нём гравировалась соответствующая надпись, а затем подарок в торжественной обстановке вручался адресату. Главным отличием императорского подарка от даров других высокопоставленных лиц было наличие государственной символики. Полученные от Государя предметы становились фамильными реликвиями, они занимали центральное место в семейных собраниях, ими гордились и тщательно хранили. Уникальные образцы царских и императорских подарков XVII—XX веков были представлены на выставке в Аукционном Доме «Гелос».

Наиболее ранним видом государевых подарков был ковш. В XVII веке именно серебряные ковши стали предметом почётного пожалования за заслуги, поэтому их называли «жалованными» или «наградными». Начиная со второй половины XVII века ковши для пожалования стали делать в Серебряной палате Московского Кремля, обязательно с изображением двуглавого орла на дне и надписью, содержащей царский титул, имя награждаемого и указание его заслуг. Величина ковша зависела от общественного положения награждаемого, занимаемой им должности и размера заслуги. Один из них — серебряный позолоченный ковш, изготовленный мастерами  Серебряной  палаты  Кремля  в 1687—1688 гг. На внешней стороне ковша выгравирована надпись, из которой становится ясно, что ковш был пожалован астраханскому таможенному голове, купцу гостиной сотни Василию Микляеву за заслуги в деле сбора таможенных пошлин. Ручка ковша украшена изображением вазы с букетом — символом богатства и изобилия. Другой ковш был пожалован за таможенные и питейные (кружечные) сборы Ивану Филимонову, бывшему таможенным головой в Старой Руссе в конце XVII века. В создании ковша могли участвовать несколько мастеров: чеканщик, гравёр и ювелир. В пользу исполнения ковша кремлёвскими мастерами свидетельствует высокий уровень чеканного мастерства и гравировки, особенно надписи, выполненной уверенно и грамотно, красиво скомпонованной вязью.

Царский подарок Царский подарок Царский подарок

В коллекции царских подарков можно также увидеть жалованную братину, которую наравне с ковшом можно отнести к наиболее древним видам государственных подарков. Серебряная братина покрыта позолотой, декорирована выгравированным орнаментом и дарственной надписью, которая свидетельствует о том, что подарок принадлежал Максиму Яковлевичу Строганову. Судя по гравировке на донной части, братина была передана в дар патриарху Иосифу Келейному. Оригинально выглядит кубок из скорлупы кокосового ореха с серебряной крышкой, увенчанной двуглавым орлом со скипетром и державой. Авторство приписывается мастеру В. Никитину, работавшему в 1737—1767 гг. в Москве. По основанию тулова кубка выгравирована надпись, которая даёт возможность предположить, что кубок был пожалован цесаревной Елизаветой камердинеру Василию Чулкову.

К стилю барокко относится серебряный кубок с крышкой, украшенный тремя картушами, в которых изображены рельефные полуфигуры дамы, молодого человека в плаще и мужчины в кольчуге, плаще и головном уборе. Иметь в доме кружку, стопку или небольшой стакан с «персонами» было модным в начале XVIII века. Серебряный чайник в стиле рококо шарообразной формы с выступающим носиком в виде головы орла предположительно был изготовлен в 1754 г. московским мастером-монограммистом INR, чьи инициалы пока не расшифрованы специалистами. Чайник украшен сюжетными композициями на библейские темы, что отличает его от аналогичных предметов того времени. Столь неординарное художественное решение заставило экспертов предположить, что чайник выполнялся по специальному заказу. К чуть более позднему времени относится ещё один образец императорских подарков — кувшин, созданный в 1775— 1776 гг. В подобных серебряных кувшинах было принято подавать напитки во время трапез. Форма и оформление кувшина соответствуют стилистике классицизма. Декор же крышки типично рокайльный, что не противоречит времени создания корпуса, поскольку в этот период в России, особенно в Москве и провинции, эти два стиля нередко использовались мастерами при создании одного изделия.

Примером императорских подарков XIX века служит комплект из 6 серебряных стаканов с изображением птиц и цветов. Стаканы — творение выдающегося русского мастера-серебряника Алексея Полозова, который неоднократно выполнял царские заказы. Они происходят из коллекции В.М. Сабининой — представительницы старинного воронежского рода, который в XIX веке был приближён к императорскому двору. М.С. Сабинина была преподавателем музыки у царских детей и основателем Общества Красного Креста в России, за что была удостоена награды императрицы Марии Александровны.

Подарочные предметы более позднего времени представлены чайно-кофейным сервизом из 18-каратного золота на 6 персон (всего 23 предмета), изготовленным в начале XX века американской фирмой Тиффани. Сервиз состоит из кофейника, сахарницы и сливочника, располагающихся на подносе. В комплект также входят чайные и кофейные ложки, щипчики для сахара и десертные вилки. Предметы сервиза выдержаны в едином стиле, рельефный декор отличается особой тщательностью проработки и изысканностью формы. Очевидно, что сервиз принадлежал знатной особе, монограмма с инициалами которой выгравирована на каждом предмете. К сожалению, большинство предметов с государственной символикой были уничтожены сразу после революции. Особенно жестоко обходились с императорскими подарками — как символами императорского великодушия. Чудом уцелевшие предметы из императорского подарочного фонда единичны. Выставка, организованная «Гелосом», даёт уникальную возможность познакомиться с давно утраченной, но обширной и интересной частью культурной жизни старой России.

Автор: Юлия Евдокимова

 

Реклама