Искусство застольной беседы
Накормить и напоить гостей — не единственная забота хозяев. Важно организовать и направить, застольную беседу так, чтобы всем было интересно и гости не разбивались на группы. Существуют некоторые темы — «табу» за столом. Так, за столом не говорят о политике, религии, денежных доходах, здоровье, отсутствующих лицах. Лучше заранее продумать темы для застольных бесед. Главное, чтобы они заинтересовали гостей. Кстати, если раньше считалось, что «когда я ем, я глух и нем», то теперь этикет не рекомендует отмалчиваться за столом. Конечно, нельзя говорить с набитым ртом: прежде чем что-то сказать, следует проглотить то, что находится во рту.
Разговор всегда начинают старшие. Младшему, которого представили, нужно подождать, пока с ним заговорят. Если же начало разговора затянулось, младший может прервать создавшуюся неловкую паузу, сказав что-нибудь тактичное.
Многие знают, что нельзя, будучи в гостях, критиковать подаваемое блюдо. Но также нетактично слишком громко восхищаться вкусом и внешним видом угощений. Вообще по этому поводу точно заметил испанский сатирик Франсиско Кеведо в книге «Происхождение и определение дури»: «Объявляется дурнем беспросветным, худо разумеющим застольные обычаи тот, кто, обедая в гостях, хулит и поносит подаваемое, ибо более подобает воспитанному и благоразумному есть да помалкивать, ибо ему сие ничего не стоит».
Не принято также за столом настаивать, предлагая еду и напитки. Ни в коем случае нельзя заставлять пить, требовать «штрафных» чарок для опоздавших. Никого не должен обижать отказ выпить очередной раз — у гостя могут оказаться уважительные причины. Гостю нет необходимости подробно объяснять их. Тот, кто настоятельно требует пить за праздничным столом, рискует показать свою невоспитанность и полное незнание застольных обычаев.
Вообще, вести беседу за праздничным столом — большое искусство. Ничто так не сближает людей, как приятная беседа, и ничто так не отталкивает собеседников, как оскорбительный и ненужный спор. Беседа за столом четко выявляет уровень воспитанности человека. Затяжная болтовня, навязывание другим своего мнения говорят о неумении вести разговор, о манере слышать только себя, а не соседа. Это более чем невежливо. Ведь недаром умение говорить — искусство, а умение слушать — искусство вдвойне. На хорошее воспитание указывает проявление в разговоре с собеседником понимания, искренности и даже застенчивости. Швейцарский мыслитель Лафатер говорил, что если хочешь быть умным, то научись задавать разумный вопрос, внимательно слушать и соответствующе отвечать; прекрати говорить, если больше нечего сказать. Наиболее приемлемой формой разговора за столом считается беседа в виде вопросов и ответов, обмена взглядами и мнениями. При этом не следует засыпать собеседника новыми вопросами, не выслушав ответа на предыдущие. Неприлично также прерывать говорящего.
Рассаживая гостей, постарайтесь учесть особенности их характера и темперамента. В любой компании найдутся занимательные рассказчики. Посадите их среди «молчунов», которые больше предпочитают слушать, нежели говорить. Каждый гость должен участвовать в разговоре, даже если у него плохое настроение. Необходимо поддерживать разговор хотя бы с теми, кто сидит рядом. Невежливо и неприлично отвечать на вопросы односложно «Да» и «Нет». Считается также крайней нетактичностью впадать в резкий, обидный и надменный тон, если ваши утверждения оспариваются. В обществе также не принято разговаривать с одним собеседником. Желательно, чтобы в беседе принимало участие как можно большее число гостей. Помните, что вечер, проведенный среди интересных собеседников, запоминается дольше, чем вкусное угощение.
В обществе не принято шептаться или говорить громко. Беседовать следует вполголоса. Разговаривая с соседом, полуобернитесь к нему головой. Неприлично поворачиваться всем корпусом, потому что так вы окажетесь сидящим спиной к другим гостям.
Общий разговор возможен только в небольшой компании. При большом количестве гостей за столом разговаривают преимущественно с сидящими рядом и напротив. Если за столом возникло несколько групп беседующих гостей, хозяевам следует по возможности уделять внимание всем. Задачей хозяев также является вовремя поменять тему разговора, если кто-то из гостей рассердился, неудачно высказался или стал опасно «остроумным».
Большим искусством застолья обладает человек, умеющий вовремя пошутить, рассказать анекдот, произнести остроумный тост. Однако и в этом хороша мера, не стоит слишком злоупотреблять остроумием и шутить по любому поводу. Чрезмерная активность в этом отношении очень близка к зубоскальству и антипатии, особенно когда шутки задевают присутствующих и, особенно, отсутствующих за столом. С чувством меры следует относиться и к анекдотам. Не стоит рассказывать заведомо старые, не смешные и, естественно, неприличные анекдоты. Если кто-нибудь начал рассказывать известный анекдот, не следует его прерывать, а нужно постараться сделать заинтересованный вид и вежливо рассмеяться там, где этого ждет рассказчик.
Нескромно занимать соседей за столом рассказами о своих достижениях и личных успехах. Учтите также, что длинные монологи наводят на остальных гостей скуку. Если же вы были участником интересных событий, побывали в необычных местах, встречались с известными людьми и вас просят рассказать об этом, расскажите о событиях скромно и не очень распространенно. Свои личные заслуги воспитанный человек в любом случае старается не выпячивать.
Следует немного сказать и о провозглашаемых тостах. Провозглашение тоста может оказаться тем редким случаем, когда человек может открыто или несколько завуалировано показать другому человеку свое искреннее отношение, дружбу, глубокое восхищение и т.д. Но помните: лучший тост — короткий тост. Длинные, мудрые и нравоучительные тосты приняты у некоторых народов, но и они произносятся только в торжественных случаях.
Этикет регламентирует характер, содержание и порядок тостов. Так, принято на торжественном приеме провозглашать первый тост стоя. Тост произносится в честь торжественного события, которому посвящен прием. Тостами «управляет» хозяин. Во время застолья первым имеет право поднять бокал самый старый или самый почетный гость. Вообще во все времена торжественные застольные высказывания были привилегией мужчин. У многих народов это правило сохранилось. Но в российском обществе женщины в этом отношении уравнены с мужчинами. Однако правила приличия предусматривают не принуждать женщин к выступлениям за столом, в том числе не следует намечать обязательную очередность для застольного выступления, не получив предварительного согласия женщины. Не принято также требовать ответов на тост. Тот, кому был посвящен тост, может выразить свою признательность только легким наклоном головы или короткой фразой вроде «Благодарю за теплые слова». Если тост произносится в честь молодого человека, он должен слегка привстать.
Произнося тост в честь кого-нибудь из присутствующих, следует смотреть на него (как до, так и после того, как вы пригубили рюмку). Согласно этикету, бокал поднимают и держат на уровне третьей пуговицы рубашки. Никогда не поднимают бокал выше плеча, а тем более над головой.
За столом неприлично пить алкогольные напитки до того, как произнесен первый тост (можно выпить немного безалкогольного напитка). Вообще, принято наполнять рюмки и пить одновременно всем гостям после произнесения очередного тоста.
Следует помнить несколько простых правил, чтобы не оказаться в неловком положении, произнося тост:
- женщинам не рекомендуется провозглашать тосты за здоровье мужчин, а молодым дамам — за здоровье пожилых;
- не старайтесь произнести все тосты за столом;
- если мужчина произносит тост за здоровье женщины, присутствующие мужчины могут выпить свои бокалы стоя — в знак уважения к дамам вообще. Однако такой порядок принят не везде;
- во время произнесения тоста гости должны проявить к говорящему внимание. Не следует в это время есть, перекладывать посуду, разговаривать.
Помимо застольной беседы, гостей можно занять показом фотографий, видеофильмов и т.д. Этим также не следует злоупотреблять. Такой показ можно начинать только при общем желании всех гостей. В любом случае он не должен длиться дольше получаса.
Гость, умеющий петь или играть на каком-либо музыкальном инструменте, не должен отказываться сделать это по просьбе окружающих.
Принимать гостей — большая радость, которая требует и некоторых усилий. Принимая гостей, нужно быть готовым к возможным осложнениям и случайностям, полностью посвятить себя гостям, отложить все другие дела. Когда в доме гости, все телефонные разговоры переносятся на другое время. Если случится, что внезапно воцаряется тишина, постарайтесь вовлечь всех в обсуждение какого-либо интересного предмета.
Скучающего гостя нужно постараться развеселить, робкого — ободрить. Не следует задавать вопросы типа: «Чего скучаешь?» или «Почему молчишь?» От этого человек испытывает еще большую неловкость.
|